Анализ эффективности воспитательного процесса школы. |
Схематическое расположение Ставропольского государственного университетаСГУАдрес: Россия, г. Ставрополь, ул. Пушкина, 1 E-mail: stavsu@stavsu.ru |
Эффективность воспитательного процесса определяется мерой отношения поставленных целей, прогнозируемого результата и реально достигнутого. Изучение результата и эффективности воспитательного процесса выполняет аналитическую, контрольно-корректирующую и прогностическую функции. При этом:
При отборе критериев, показателей и методик изучения эффективности воспитательной деятельности необходимо использовать системный подход, позволяющий установить взаимосвязь полученных результатов с целями, задачами, содержанием и способами организации педагогического процесса. Основное предназначение воспитания заключается в его развивающем влиянии, поэтому только происходящие изменения в личности ребенка могут свидетельствовать об эффективности воспитания и образования в целом. Чтобы анализировать воспитательную работу в школе, необходимо ее тщательно контролировать:
Итоговый анализ воспитательной работы за учебный год - самый сложный. Для анализа вычленяются основные блоки воспитательной работы, которые отражают задачи, приоритетные направления воспитательной работы. Анализ дает возможность раскрыть дополнительные ресурсы воспитания, применить новые методики, определить необходимые средства, и в итоге это должно способствовать продуктивности воспитывающей деятельности образовательного учреждения. Из чего складывается анализ? Материально-техническое обеспечения культурного уровня воспитания. Документация, фиксирующая организацию воспитательного процесса ( программа воспитания, план воспитательной работы; педагогическая картотека, отражающая индивидуальное и духовное развитие школьника). Документация, отражающая профессионализм педагогических кадров, осуществляющих воспитательный процесс (сведения о функционале, об организации методической работы и т.п.). Материалы по обобщению опыта работы классного руководителя, психолога, библиотекаря, социального педагога. Схематический анализ воспитательной работы можно представить следующим образом: При анализе необходимы не только количественные показатели, но и качественные показатели и оценочные выводы. При анализе воспитательного процесса необходимо руководствоваться следующим:
Подбор критериев и показателей является важным этапом, так как на нем определяются конкретные характеристики и индикаторы, позволяющие в дальнейшем делать обоснованные суждения о результативности процесса воспитания обучающихся. Содержание критериев и показателей эффективности воспитательного процесса обусловлено комплексом целей и задач, решаемых школьным коллективом и педагогом. Каждая цель и задача должны быть подкреплены определенной совокупностью критериев и показателей, на основе которых можно было бы судить об успешности реализации целевых ориентиров. Схема анализа воспитательной работы образовательного учреждения
Причинами могут быть: а) в области внутренних условий-факторов, влияющих на процессы воспитания, обучения и развития школьника:
б) в области использования внешних факторов:
Новые задачи и система мер под них. Система мер - это план работы школы на новый учебный год. Критерии успешности организации воспитательной работы в школе Включенность в воспитательный процесс всего педагогического коллектива школы. Включенность родителей в воспитательный процесс. Создание воспитывающей среды и положительного психолого-педагогического климата. Демократический характер планирования (участие в планировании тех, кто планирует, и тех, для кого планируют). Наличие сложившейся системы стимулирования участников воспитательного процесса. Охват учащихся таким содержанием деятельности, которое соответствует их интересам и потребностям. Наличие естественной связи: воспитание на уроке, воспитание вне урока, воспитание вне школы. Удовлетворенность уровнем и характером профессионального повышения квалификации и организации воспитательного процесса его участниками. Наличие детского самоуправления, соответствующего различным направлениям детской самодеятельности. Удовлетворенность учащихся и родителей воспитательным процессом и наличие положительных результатов воспитания. Постоянное нарастание динамики в оценке учащимися роли школы, класса, учителей, товарищей, удовлетворенности обучением, использованием досуга, отношений с родителями. В каждом образовательном учреждении, как показывает практика, в соответствии с избранными критериями и показателями подбирается комплекс приемов и методов для изучения результативности воспитательной деятельности. В этот комплекс входят как традиционные методы (педагогическое наблюдение, анкетирование, методы экспертной оценки и самооценки), так и современные методики психолого-педагогической диагностики. |
© sab-askerova |